Варвара — образ и черты героини пьесы «Гроза» А. Н. Островского
Варвара Кабанова — молодая девушка, сестра Тихона, мужа героя драмы Александра Николаевича Островского «Гроза». Характеристика образа Варвары дает представление о положении женщины, ее потенциале в мире, получившем в нашей литературе, с легкой руки Добролюбова, название «Темное царство».
Семейная обстановка
Барбара, как и ее брат, растет в атмосфере бесконечного троллинга, унизительных подозрений и необоснованных обвинений. Однако домашняя тирания Каваники, превратившая Тихона в растоптанное и слабовольное существо, похоже, не имеет над девушкой безоговорочной власти. Это становится очевидным уже в первой сцене, в которой появляются Кавано. Пока Кавано пытается подавить недовольство своей матери, льстя ей и демонстрируя смирение, его сестра откладывает свои насмешливые замечания. А после ухода матери он привлекает Тихона, который начинает затаивать обиду, нанесенную его жене.
Но уже в его первом диалоге с Катериной заметны следы, оставленные на веселой девушке тяжелой атмосферой семьи Кавано. В них нет той откровенности и открытости, которая свойственна молодости. Она неохотно признается в своих чувствах, как будто привыкла их скрывать.
В отличие от главной героини «Грозы», Варя не знала о другой ситуации. Постоянный надзор, издевательства и обвинения сделали ее почти равнодушной к необоснованным оскорблениям. «Пусть жалуется! равнодушно говорит она о своей матери.
Отношение к Катерине
Тихон женат уже больше месяца, а его жена только сейчас поняла, что Варвара ее жалеет. Героиня отвечает на вопросы Катерины, смотрит в сторону и почти сердится. В их доме открыть свою душу означает стать уязвимым и беззащитным перед нападением. Лаконичная дочь Каваники до сих пор выражает искреннее сочувствие. В ответ Катерина открывает душу своим новым друзьям, жалуясь на то, как невыносимо жить в месте, где «кажется, что все схвачено». Она познала другую жизнь, полную радости, свободы и любви к своим близким.
Варвара поддерживает самые теплые отношения с невесткой, тщательно скрывая секреты подруги, словно обязана присматривать за Катериной, которая еще не адаптировалась к этому миру.
Варвара с детства привыкла к любви и заботе и лучше других понимает одиночество женщины, попавшей в ад дома Кавано. Поэтому он с радостью помогает ей организовать тайную встречу с Борисом. Однако она не понимает природу моральных страданий Кати. Она не понимает, почему не может найти выход своей любви к Борису и утешить его. Сформировавшись в атмосфере постоянной лжи, ей трудно представить, насколько невыносимым должен быть обман для чистой души.
Характер
Дочь высокомерного купца находит свой собственный способ противостоять системе. Ложь. Она не чувствует за собой никакой вины. Только обманом можно получить минимальную долю личной свободы: под присмотром Марфы Игнатьевны девочка сдержанна, бдительна и хитроумно воспитана.
Характер Барбары наглядно демонстрирует, что невозможно воспитать раба, даже если полностью подавить желание воли. В результате личность может деформироваться под воздействием давления. Человек, который не может открыто противостоять, найдет облегчение во лжи, как Варвара, или в пьянстве вне дома, как Тихон, но он не может привыкнуть к тому, что его воля подавлена.
Еще одно преимущество отличает Варю от своих братьев и сестер. Если Тихон лицемерит, чтобы избежать гнева матери и угодить ей («мы день и ночь молимся Богу за тебя, мама»), неустанно льстит и даже выполняет унизительные приказы (не забыть хотя бы попрощаться перед отъездом в Москву), то от дочери Каваники часто слышит возражения. Затем Варя выражает свое мнение в едких замечаниях за спиной матери.
Конечно, Варвара не обладает свойственной Катерине способностью тонко чувствовать и не нуждается в красоте, в чистой эмоциональной искренности. Однако у героини есть силы и желание быть счастливой.
Варвара и Ваня Кудряш
Женские персонажи в пьесах Островского давно отмечены тем, что их характеры ярче, сильнее, духовно глубже, светлее и цельнее, чем у мужчин. Возлюбленный героини — дикий кудрышский приказчик купцов. Молодые люди составляют очень привлекательную пару. Оба они независимы, веселы, остроумны и остры на язык. Они отличаются бесстрашием молодости и признают свое право на счастье. Однако Барбара по-прежнему сильнее своего возлюбленного. С ранних лет ей приходилось противостоять своей матери. Ее мать хотела видеть покорную, вялую, зависимую, покоряющую душу дочь.
Вывод
Привлекательность героини заключалась в непреклонном стремлении к свободе и страстном отвращении к подчинению тирании сильных людей. Образ Барбары — это образ независимой и цельной натуры. Такие люди, как она, рано или поздно разрушат ветхие стены старого мира и окунутся в волю, где вы вольны любить и верить в лучшее будущее. Побег Барбары — знак того, что «темное царство» скоро закончится. Дезинтеграция неизбежна, если даже те, кто воспитан в соответствии с его законами, настроены против него.
Особенности образа Барбары могут помочь при написании сочинений и подготовке уроков литературы.