Старуха Изергиль — образы и черты героини рассказа М. Горького «Старуха Изергиль
Известно, что в конце 19 — начале 20 века начинающему Максиму Горькому нравились идеи мировой философии того времени, главным образом А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Однако в своем творчестве он воплотил эти идеи в измененной форме, в соответствии со своим пониманием и наблюдениями за жизнью. Таким образом, ранние произведения Горького, в том числе рассказ «Старуха Изаргиль», отражают идеи Шопенгауэра и Ницше, но в них отчетливо видны собственные независимые взгляды художника.
Как и у Ницше, гордый человек (Сверхчеловек) становится центральным в философской системе Горького; Горький предпочитает людей, свободных от законов общества. Его любимые герои — пожиратели, бродяги, цыгане, воры… Он идеализирует их.
В этом отношении психологические характеристики образа старухи Ишергиль несколько сложны. При интерпретации идей Ницше о Сверхчеловеке все кажется довольно простым. «Одна из них — это веревка, протянутая между животным и Суперменом — веревка над глубоким мимо». Используется схема: животное — человек — человек — супермен. В истории о Горги старуха Изаргиль занимает позицию каната (моста). Она не достигает вершины и силы сверхчеловеческой личности, но указывает направление, в котором должна осуществляться нравственная эволюция человечества, как считают Ницше и Горький.
Внешность
Старушка живет под городом Аксельман, Бессарабия, на побережье Черного моря. Сейчас это территория Украины.
Ей около 70 лет, может быть, чуть больше, но она очень стара, как сама смерть. Ее тело согнуто пополам, глаза тусклые и водянистые от молодости. Она улыбалась в его беззубый рот, сказка, обращенная вдаль кривыми пальцами и дрожащими руками.
Ее сухие губы потрескались и заострили подбородок, волосы стали совершенно седыми, а щеки провалились из-за отсутствия зубов. Ее голова была покрыта красными тряпками.
Кожа была не только на лице, но и на шее, а на руках были глубокие морщины. Окрашенная временем и солнцем, старуха была еще жива, но в ее глазах не было огня, не было огня в ее сердце. Ее голос пел, но он был скрипучим и казался хрустящим.
Характер
Изергиль олицетворяет романтическую личность. Она была решительной и смелой, ни перед кем не раболепствовала, кроме добровольного рабства евреев. Она горда и не терпит оскорбительных слов в свой адрес. Она обладает огромной силой воли, жаждой свободы и жаждой жизни.
В молодости она была яркой, энергичной и трудолюбивой. Позже все ее занятия были романтическими приключениями.
Но у нее нет глубокой привязанности к людям и ответственности перед теми, кто ее любил. Иногда она плачет и горюет об умерших, но это чувство мимолетно — вихрь жизни снова подхватывает ее и несет дальше в новые приключения.
История жизни Изергиль
Изергиль знает много сказок и легенд, а ее собственная жизнь полна событий и приключений, в основном любовных. Она с удовольствием рассказывает легенды и свои истории молодым и считает, что это интересно и познавательно для них. Поэтому она знакомит своего собеседника (рассказчика) с двумя легендами. О гордом Лале, сыне орла и женщины, и любимом Данко, человеке, который отдал свою жизнь во имя благополучия людей. Затем она рассказывает о его жизни.
В молодости она ткала ковры — «с утра до ночи». А ночью она бежала к тому, кого любила. И я бегал три месяца — там была любовь.
В то время она жила со своей румынской матерью на ферме недалеко от города Байлад, на берегу одноименной реки. Ей было 15 лет. Она описывает своего любовника как высокого, гибкого, чернокудрого, веселого мужчину. Он был рыбаком. Мать узнала обо всем и избила ее, но Изергиль не убежала с ним, как он просил. Девушка бросила его, мужчина уже обидел ее — «только петь и целоваться, ничего больше!». Позже он умер.
Потом она полюбила рыжеволосого Гатула, имя которого забыла. Потом уже был пожилой турок, среди которого Исергил прожил «неделю», а потом ему стало скучно. У него было восемь жен, которые только и делали, что ели, спали и болтали о всяких глупостях. Она бежала в Болгарию от турок вместе с его 16-летним сыном. Впоследствии молодой человек также умер от тоски по дому и любви. Она снова полюбила его и плакала о нем. Возможно, потому, что она была вдвое старше его, она поняла, что убила этого мальчика своей безмерной любовью.
Там, в Болгарии, на нее напали несколько женщин и ударили ножом в грудь. Изаргиль долго болела, одна монахиня, Полька, ухаживала за ней в монастыре, в обители. Вместе со своим братом, монахом К., Исаргил бежала в Польшу. Однако, по ее словам, он оказался отвратительным человеком, и, возмущенная его «гордыми и оскорбительными словами», она сбросила его с берега в реку. Он бил и кричал, но Исергил ушел и больше его не видели. Она сказала: «Она никогда не встречалась с теми, кого когда-то любила. В любом случае, эти встречи так же плохи, как и с мертвыми».
В Польше героиням не все нравилось. Холодные и лживые люди, их «змеиный» язык — сплошное шипение. Это Бог дал им такой змеиный язык за то, что они были неправы», — сказала она.
Она ушла оттуда и купила одного еврея на замену себе, а Изергиль заработал много денег и уже имел лошадей, золото и слуг.
Потом она полюбила человека, который домогался Саберполя, который сражался за турок и греков. Потом она влюбилась в очень красивого молодого Павла Алкадека, а ей уже было 40 лет. Он долго искал ее, но, добившись, быстро бросил, но она не могла его забыть. Он попал в плен во время польского освободительного восстания, и Ишергиль, у которого было платье, чтобы его съели, отправился ему на помощь. Она убила посланного на прогулку и влачила его в грязной луже, а Аркадек и его друзья были освобождены. Но теперь она не ждала от него любви. Изаргиль не оставила их в покое и решила, что пришло время создать свою семью. Она вышла замуж за молдаванина и прожила с ним 30 лет, но теперь осталась одна — муж умер.
Теперь она находит утешение в том, что рассказывает свою историю молодым людям. Старуха теперь считает, что люди не умеют жить, а только пробуют жизнь. ‘Сегодня я вижу всех людей, но ни одного сильного! Они там, где они есть. А красивых мужчин все меньше и меньше».
Как знакома всем эта песня! Каждое поколение говорит о том, что раньше трава была зеленой, а небо размытым …
Но по существу: что же было в жизни старухи Изаргиль? Что она сделала со своей жизнью? Чему мы можем научиться у ее молодого поколения?
Пусть каждый ответит на эти вопросы.
Вывод
Используя поэтическую символику романтизма, Горький начинает свой рассказ с романтического пейзажа: огромное море и бескрайние луга. Но этот пейзаж также наполнен реалистическими знаками: живыми запахами и красками, звуками песен и музыки, силуэтами людей.
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» четко выделяется концепция трех альтернатив жизни. Жизнь ради нее самой, но с людьми из истории Изергиля. Жизнь для людей из притчи Данко. В образе Старухи воплотились черты легендарных героев Лары и Данко. Однако по своей сути она все же близка к образу Лары. Лара убивает невинную девушку из-за собственной гордости и прихоти. Ради своей возлюбленной, а не ради своей любви, он убивает невинного (Часового), а Данко убивает себя ради других …
Характеристики образа старухи пригодятся при написании сочинений и подготовке уроков литературы.