Олеся — образ и характеристика героини рассказа «Олеся» А. И. Куприна
Девушка-ассоциация повести Александра Ивановича Куприна «Олеся» — одна из самых романтических героинь русской литературы. Для образа Олеси характерна смена традиционного для прозы начала XX века сентиментально-романтического конфликта «ребенок» на «дитя».
Внешность, характеристика речи
Первое появление героини на страницах необычайно яркой повести автора. Сначала рассказчик слышит «свежий, звучный, сильный» голос, поющий веселую песню. На пороге избушки, напоминающей обитель Бабы Яги, появляется высокая, красивая и смеющаяся девушка, создавая ощутимый контраст с запутанной обстановкой и старым общежитием. Олеся похожа на лесную волшебницу, добрую фею. Она держит за руки трех маленьких птичек.
Эта врожденная чувствительность к языку позволяет ему формулировать свои мысли образно, ярко и точно, объясняет он. Речь девушки свидетельствует о гармоничности ее натуры, которая редко украшает окружающий мир одним-единственным предметом.
Отношение Олеси к природе и людям
Девушка органично связана с окружающей природой. Леса, болота — это его мир, и ничто ему не угрожает. Другая — деревня. Люди вызывают у героини тревогу, вызывая чувство скрытой опасности. Ведь ее бабушка считала ведьмой, односельчане загнали в лес ее внучку и сломали ее избушку. Девушка не верит в существование дружелюбных, умных, приветливых людей. Она никогда их не видела.
Характер
Немалую долю очарования лесному отшельнику придает окружающая его таинственность. Даже если рассказчик не слышит о колдунье болота, образ девушки, живущей в уединении, в лесу, защищающей людей, сам по себе глубоко поражает воображение и чудеса, которые она демонстрирует. Манера мистической красоты не похожа на поведение местных жителей, но естественная простота и изящество поражают. Олеся отличалась такими чертами характера, как независимость, своеволие и свобода в любви.
К сожалению, ограниченность сознания, которая была в то время, накладывает свой отпечаток на героиню, которая живет в Поляках, обычных людях, живущих в Поляках. Она искренне верит, что с самого рождения ее душа была продана дьяволу. Это объясняет ее отличие от других.
Взаимоотношения Олеси и Ивана Тимофеевича
Рассказчик в «Олесе» — это мелкий чиновник, прибывший на свои служебные обязанности в небольшую деревню. Молодой интеллектуал, мечтающий стать писателем, находит в Олесе воплощение своего романтического самовыражения. Девушка привлекает его не только своей яркой красотой. Большое впечатление на Ивана Тимофеевича произвела независимость, сила польских жителей болот. На протяжении всей истории он неоднократно удивлялся ее самооценке. Лесные дикие люди ведут себя с удивительным тактом и в то же время естественно уверенно.
Отношения между представителями образованных слоев общества и отношения девушки с простыми людьми составляли интригу других произведений русской литературы. Однако в рассказе А. И. Куприна нет известного противоречия между человеком, избалованным достижениями и возможностями цивилизации, и наивной, простой женщиной, сформировавшейся вдали от городской культуры.
Олеся не надоедала Ивану, как Риза Эласт в повестях Карамзина или Бэла Печорина в романах Лермонтова. Она не пугала молодого человека излишней откровенностью и эмоциональностью, как тургеневская Ася. Напротив, искренняя любовь девушки, не привыкшей к правилам общества, развлекает и привлекает главного героя. У Куприна не конфликт между социально далекими персонажами приводит к трагедии.
Причина разлуки Олеси и Ивана Тимофеевича
Причиной разделения героев повести являются люди, живущие в Полиссии. Унизительные условия, в которых годами жили местные крестьяне, превратили их в рабов. Рассказчик обращает внимание на характерное угрюмое выражение из-под бровей, его замкнутость и тихую враждебность жителей деревни. В то же время они уже далеко от «хозяина», надевают свои шляпы и склоняют головы в знак уважения. Мудрый горожанин, Иван с отвращением пишет о «презренной манере» целовать руки даже самым мелким чиновникам. Вопреки ожиданиям, он не записал ни одной полисской сказки, легенды или песни. Жизнь не давала местному населению повода для творчества.
Задавленные нищетой и чувством рабства, жители Полисьи осознают, что не понимают причин своего несчастья. Они боятся всего, что не вписывается в рамки привычного мира. Поэтому независимость Ореция вызывает у них ненависть. Они чужды ее внутренней свободе, своеволию и смелости. Это пугает и предупреждает их.
Попытки «волшебницы» пойти в церковь, желание присоединиться ко всем и быть такой же, чуть не убили ее. Олеся отказывается уйти с рассказчиком. Это потому, что люди везде такие же, как здесь, и она никогда не позволит им жить рядом с собой.
Вывод
Образ Олеси — олицетворение естественной свободы. Ее трагедия не связана с традиционным романтическим конфликтом между принципами природы и цивилизации. Это конфликт между отношением свободного человека и раба. Общество, привыкшее к послушанию, не желающее развиваться, не способное контролировать даже собственную судьбу, преследуемое самыми мрачными суевериями, отвращается от свободного проявления духа. Оно стремится уничтожить все ненормальное, слишком яркое, смелое и красивое, поскольку угрожает разрушить отвратительный, но привычный порядок вещей.
Характеристика орексианских образов полезна при написании сочинений и подготовке уроков литературы.