Образы и характеристики героев в эпической фантастике Андрей Болконский — Л. Н. Толстой «Война и мир» Читать Л. Н. Толстой
Л.Н. Толстого всегда интересовала внутренняя жизнь человека, «тайны человеческого духа». Он считал это главной задачей людей, нравственным самосовершенствованием, постоянной духовной работой по очищению своего «я» и показывал это на примере своих любимых героев Это видно по характеристике образности Андрея Болконского: герой — это человек, которого любит не народ, а тот, кто любит его, и тот, кто любит его.
Интересно, что нелюбимые герои писателя, люди духовно изъеденные и безнравственные (Курагины, Друрецкий, Юлий Карагин и др.) не привлекают внимания Толстого. Они лишены возможности совершенствоваться.
Для писателей, в частности, Пьер и князь Андрей — это трудный путь в поисках идеала «простоты, добра и правды».
Первое знакомство с героем
Князь Андрей Болконский, скучающий и усталый молодой человек, появляется в образе Аристократа уже в первом дебюте салонного романа Анны Павловны Шерер. Он находится в состоянии духовного кризиса, его мучает пустота и пошлость мирской жизни, а разочарование в семейных отношениях с княжной Лизой усугубляет его состояние. ‘Круг, из которого я не могу выйти’, — говорит он Пьеру Безухову. В браке он чувствует себя несчастным.
Князь Андрей Болконский — сын богатого и уважаемого дворянина времен Екатерины. Он получил хорошее воспитание и образование. В светской среде его отличают ум, вежливость, храбрость, безупречная честь и особая «родовая» гордость, унаследованная от отца. Его сила воли, самоконтроль, практичность и чувство собственного достоинства делают его выше других в кругу штабных офицеров, и это делает его гордым и высокомерным в глазах окружающих. Он разделяет понятия о личной выгоде и служении своей стране, что вызывает негативное отношение со стороны штабных офицеров.
Война с Наполеоном
В настоящее время его кумиром является Наполеон, и он видит в нем пример для подражания. В очень юном возрасте он занял трон Франции и половины Европы. Но не это привлекало князя Андрея, который понимал, что победа Наполеона была не случайностью, а результатом его решимости и воли. Именно эти качества молодой принц хотел развить в себе.
Андрей Болконский проявил храбрость в битве при Шенграбене и хотел подражать Наполеону и найти «свой Тулон».
В битве под Аустерлицем князь Андрей призвал своих солдат к атаке, а затем бросился вперед со своим знаменем в руках. Вот он, тяжело раненный, лежит на полях Аустерлица, смотрит на огромное бездонное небо и вдруг пересматривает свое прежнее состояние: жажду славы, отвращение к тому образу жизни, в котором жило большинство людей его круга. Это огромное чистое небо помогло ему понять слабость всех его честолюбивых желаний. Сам Наполеон, бродивший по полям сражений и довольный количеством погибших, теперь вызывал чувство разочарования. С этого момента Наполеон больше не был его кумиром, а слава была ничто по сравнению с жизнью и этим огромным всеохватывающим небом.
Жизнь в деревне
Вернувшись домой и оправившись от ран, князь Андрей решил оставить службу, поселиться в своем поместье и вести уединенную жизнь, посвященную своей семье. Однако его жена умерла при родах, и ему пришлось в одиночку воспитывать сына Николеньку.
Деревенская жизнь стала для него временем размышлений, чтения и беспокойства о проблемах семейной вотчины. Но вечные философские вопросы продолжали волновать его. Так прошло два года.
Однажды он занялся бизнесом в соседнем особняке «Отрадное», где познакомился с Наташей Ростовой. Своей молодостью, жизнелюбием и чистотой природы она снова вернула его к активной жизни. Он понял, что еще не стар. В 31 год жизнь еще не закончилась в этом возрасте. Наташа пробудила в нем желание жить, любить и быть любимым.
Однако неожиданное предательство Наташи настолько потрясло князя Андрея, что он снова вернулся в армию под командование Кутузова — и началась Отечественная война.
Отечественная война 1812 года
В этой войне Андрей Болконский был уже совсем другим человеком. Он помог ему преодолеть честолюбивые амбиции и переосмыслить свою жизнь и свое предназначение. Он подходит к простым солдатам, отказывается от штабной службы и принимает командование полком.
Перед началом Бородинского сражения между Болконским и Пьером состоялся разговор. И здесь проявились его совершенно иные чувства и взгляды. Он говорит о «духе армии» как о решающей силе в войне. В этом проявился патриотизм князя и его глубокое переосмысление роли людей в войне. Он хотел сражаться не ради карьеры и славы, а чтобы защитить свою страну.
Во время Бородинского сражения Андрей тяжело ранен в живот осколком снаряда. Из горящей Москвы его однажды пересадили на поезд в Ростове. Наташа эмоционально переживает за раненого князя и раскаивается в своем необдуманном поступке (в Анатоле Курагине), а Болконский понимает ее, но не может переступить через свою гордость. Он приносит сильные страдания, потому что уже знает, что является смыслом жизни. Нет, не личная слава, не героические победы на поле боя, а простая любовь к ближнему. Но его моральное разложение слишком глубоко. Его гордая душа не может справиться с предательством. Он говорит Пьеру: «Я не мужчина. Я не могу».
И вот принц умер, но кризис миновал, и он смог оправиться.
Вывод
Образ Андрея Болконского в романе является примером нравственного развития личности, проходящей сложный жизненный путь потерь и обретений.
Л.Н. Толстой считал, что стать счастливым можно только через страдания и ошибки, но на этом пути крайне важно сохранить человеческое достоинство.
Особенности образов Андрея Болконского могут помочь при написании сочинения или подготовке урока литературы.