Ноздрёв — образы и черты главного героя поэмы «Мёртвые души» Н. В. Гоголя
Следуя логике названия поэмы Николая Васильевича Гоголя, ее главная тема — исследование омертвения души, утраты человеком понимания жизни как творческого процесса. Герои поэмы «Мертвые души» являются своеобразной иллюстрацией этой идеи. Каждый из них перестает быть носителем творческого человеческого начала и становится бездумным потребителем, существом, которому не суждено оставить хоть какой-то след на земле. Характеристика образа Ноздрева добавляет необычный колорит в галерею портретных изображений. Это связано с тем, что этот герой кажется самым оживленным, беспокойным и активным.
Фамилия
Гоголь любит давать героям «говорящие» фамилии. Однако фамилия Ноздрёв не является благодарной. Ноздри — выразительная, но не самая приятная часть человеческого лица. Они ассоциируются с идеей нечистоплотности, грубого характера и отсутствия культуры. Ноздри непроизвольно раздуваются в моменты волнения, когда человек тяжело и сильно дышит. Здесь может быть скрыта ассоциативная связь: Ноздрев действительно груб, несдержан, не знает, как себя вести, всегда возбужден и взволнован.
Внешний вид
Если бы не его манеры, внешность ноздреватого произвела бы благоприятное впечатление. Среднего роста, крепкого сложения, энергичный, подвижный, двигается молодо. В его жестах чувствуется скрытая сила, но не такая тяжелая и неуклюжая, как у Собакевича, а уверенная и активная. Его жуткое лицо с полными щеками и белоснежными зубами излучает здоровье. Показывает «открытый, прямой, удаленный». На фоне неуклюжего Собекевича расслабленный, ленивый зы Манилов, потерявший человеческий облик, выглядит почти положительно. Но на что направлена его энергия и сила, на что направлены чрезмерные физические нагрузки?
Манеры, речь
Особенность способа общения между ноздрями заключается в необычайно быстром примирении с любым человеком. С первых минут знакомства, навсегда, человек становится другом сундука персонажа, давая новому другу сомнительное право «тыкать», грубить, легонько стучать его по плечу и придумывать про него всякую ерунду.
В компании Ноздри очень обидчив, и это доставляет много неприятностей. Гоголь называет своего героя «историческим человеком». Там, где он появляется, не обходится без скандальных историй. Его бьют, выгоняют за дверь, называют шулом и подвергают лжи и клевете. Но уморительность персонажа преодолевает все. На следующий день он встречается со вчерашним преступником как ни в чем не бывало.
Речь Ноздрева идеально соответствует поведению хулигана. Он всегда выражает эмоционально непрерывный восклицательный знак. Чтобы доказать свою невиновность, он часто использует выражение «я дерусь на ипотеку» или «у меня есть пари». В целом, его речь избыточна, но ее не хватает. Там много эмоций, но нет смысла. В основном, герой рассказывает о себе: о своих потерях, выигрышах, утратах, открытиях, приобретениях, неудачах. Многие — OLD, многие — гордые, и, конечно, их много.
Хозяйство, усадьба, семья
Все, что имеет ноздри, скоро будет уничтожено. Дети были брошены, жены умерли. Создаются фермы, и мужчины живут сами по себе, не ощущая никакого мужского надзора. Беспорядок в доме заполнен случайными и бесполезными предметами, что вполне соответствует беспорядочному образу жизни хозяев.
В поэме Гоголя вещи больше относятся к хозяину, чем к его словам и поступкам. Таким образом, автор уделяет большое внимание описанию обстановки в доме своего героя. Однако в случае Ноздрова ситуация несколько иная. Его природа свидетельствует о том, кем он кажется, а не о том, что у него есть. Его дом полон призраков несуществующего богатства. Однажды в пустом стойле стояла великолепная лошадь. Старый слепой пес когда-то был отличной гончей, но щенок обязательно станет собакой первого класса. Офисный пистолет и кинжал — полностью турецкая или английская работа. Огромная щука на пруду. Он достигает небывалых размеров в то время, когда он прогуливается по поместью и владениям. Лес, выращенный за границей на своем участке, землевладелец не только выделяет себе, но и придумывает ситуацию немедленной покупки.
Суть персонажа
Ноздрев вовсе не хочет обманывать своих собеседников. Герой действительно верит в историю, которую он только что сочинил. Так он рассказывает о своей школьной дружбе с Чичковым, который из афериста превращается в антифальшивого, почти наполеоновского, шпиона. Особенность этого человека в том, что он живет в своей непосредственной под влиянием созданной им ситуации. Его глупая ложь и хулиганство — от избытка сил, энергии и желаний, все смешно, очаровательно и необычно, поэтому люди азартны, дерзки, беспечны, щедры душой и деньгами. В какой-то степени сверхъестественные энергии персонажа могут быть уменьшены горой, если их направить в нужное русло; суть образа Ноздрева в поэме Н. В. Гоголя «Мертвая душа» в том, что его огромный потенциал весь бесполезен, не осознавая своего стремления к душе в том, что даже быть мертвым вредно. Кипучая деятельность героя вызывает пустоту.
Характеристики ноздреватых образов полезны при написании сочинений и подготовке к урокам литературы.