Моцарт и Сальери — сравнительный анализ трагических героев А. С. Пушкина ‘Моцарт и Сальери’.
Герои трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери» — композиторы с радикально разным отношением к творчеству. Сравнительный анализ Моцарта и Сальери выявляет не только различия между этими героями, но и некоторые сходства.
Отношение к жизни.
Пушкин, рисуя образы своих трагических героев, представил два разных мировоззрения.
Моцарт — веселый человек, чувствующий гармонию и красоту жизни. По его мнению, все в мире устроено правильно. Он считает, что мир не мог бы существовать, если бы в нем было слишком много прекрасных священников, в душах которых звучит небесная музыка.
В своем солилоквике Сальери говорит, что очень не любит жизнь и что правды нет ни на небе, ни на земле.
Отношение к музыке и славе
Хотя у них разные взгляды на жизнь, любовь к музыке сближает этих героев.
Моцарт не может представить себя без музыки и сочиняет по ночам. Главный герой чужд тщеславия, но понимает, что он гений, а не обычный композитор, но не считает себя исключением. По его мнению, он и Сальери — одни из немногих, кто чувствует силу гармонии.
Сальери бросил науку ради любви к музыке, чуждой ей и из праздного наслаждения. Сначала он решил изучать музыку как ремесло, а ремесленник «стал» искусством. Чтобы досконально изучить ремесло композитора, этот герой убивал звук и тянул музыку, как труп. Только веря в гармонию алгебры, он дерзал творить и познавать вдохновение, но, неудовлетворенный своими творениями, он бросал ноты в огонь.
Тем не менее, трудолюбивый Сальери смог добиться славы и наслаждался ею. Однако счастье композитора длилось недолго. Ведь он завидовал таланту Моцарта и понимал, что этот дар дан ему небесами.
Взаимоотношения
Сальери завидовал Моцарту и ненавидел его. Он считает несправедливым, что такой талант достался легкомысленному человеку, а не рабочему, как он сам. Он решает убить Моцарта, чтобы его оригинальное искусство не пострадало от композитора, который был далеко не гением.
А простодушный Моцарт даже не подозревает, что его друг Сальери настолько его недолюбливает, что даже считает его врагом. Для этого гениального композитора его друг — такой же гений, как и он сам. Он принадлежит сердечному другу, доверяет ему и говорит, что написал реквием по заказу людей в черных одеждах, готовых к работе, но черные не приходят за ним. Затем Сальери незаметно подливает яд в бокал Моцарта.
Характер
Моцарт и Сальери сближают любовь к музыке и талант композитора, но разделяет то, что эти герои, по сути, являются противниками.
Моцарт — добрый человек и открытая душа. Ему присущи следующие черты характера.
- Смирение
- Доброта
- Доверие
- Целостность
- Меньше.
У него есть интуиция и чувство юмора. Дружелюбен к людям, независимо от их социального статуса; заботится о своей семье.
Характер Сальери раскрывается в его монологах по отношению к Моцарту и скрипачу со Старой Слепой улицы, которого он назвал презренным персонажем. Пушкин выделил следующие черты своего характера:.
- Трудолюбие
- Высокомерие
- Гордость
- Тщеславие
- Лицемерие
- Зависть.
Сальери бездушен; из-за эн-желаний черного человека он отравил Моцарта.
Сравнительная характеристика Моцарта и Сальери (таблица)
Сравнительные параметры | Моцарт. | Сальери. |
Отношение к жизни. | Я люблю жизнь, ее красоту, ее гармонию. | … Я люблю жизнь», — его слова из второго монолога. |
Отношение к музыке | Он не мыслит себя без музыки, он чувствует ее гармонию. | Он любит музыку, но относится к ней как ремесленник, а не как творец. |
Отношение друг к другу. | Он называет своего друга равным гению. | Юристы осуждают Моцарта и считают, что он не заслуживает своего подарка. |
Черты характера. | Доверие, доброта, смирение, честность, любовь ради любви, душевная щедрость. | Трудолюбие, гордость, гордыня, тщеславие, желание. |
Вывод
А.С. Пушкин раскрыл тему отношения к искусству как «мастерству» и творчеству в «Маленьких трагедиях», «Моцарте и Сальери» через образ главных героев.
Сравнительные характеристики Моцарта и Сальери подтверждают идею произведения Пушкина. А именно, «гений и злодейство — две неудобные вещи».
Сравнительные характеристики Моцарта и Сальери полезны при написании сочинений и подготовке уроков литературы.