Лука Лукич Клопс — образ и характеристика героя комедии Н. В. Гоголя «Экзаменатор»
Лука Лукич Хлопов, школьный сторож, — один из самых незаметных героев комедии Николая Васильевича Гоголя «Экзаменатор». Вместе с другими городскими чиновниками он составляет толпу, заполняющую сцену. Для пьесы не характерна героика публичного автора. Впечатление зрителя и читателя формируется самим персонажем, его действиями, репликами и монологами. Несмотря на весьма скромную роль школьного сторожа в развитии сюжета, образные черты Лукича Кропова являются частью собирательного образа бюрократии и вносят в него дополнительные штрихи.
Один из толпы
Предваряя комедию «Комментарий к «Актерскому джентльмену», автор не счел нужным хотя бы несколько слов посвятить Кропову. Это объясняется следующим образом. Их оригиналы всегда прямо перед нами». Гоголь дает понять, что люди, подобные чиновникам от образования, не уникальны и лишены оригинальных и самобытных качеств.
Лука Лукич редко говорит много. Обычно его слова сливаются с общим потоком восклицательных знаков, вопросов и бессодержательных замечаний. В актах 1 и 5 у персонажа всего по пять реплик. Он явно уступает другим чиновникам в активности участия в общей беседе. Таким образом, в финале комедии два высказывания являются реакцией на чтение письма Фрестакова, а предыдущее высказывание — одобрением высказывания о градоначальнике. То же самое происходит и в первом акте. Только три высказывания относятся лично к Луке Лукичу, а остальное содержание и тон соответствуют общей тенденции. То же недоумение, те же вопросы по поводу визита аудитора. В общем, Кропов, по сути, просто «создает толпу». Чувства и мысли, которые он выражает, ничем не отличаются от того, что думает или переживает любой другой человек.
Должность
Однако Кропов — отнюдь не безликая фигура (как Люлюков или Растаковский), не один из тех, кто ненадолго появляется на сцене, чтобы показать, насколько многолюдно собрание. Государственные служащие представляют в пьесе важную сферу общественной жизни — образование, и Антон Антонович попросил не только его, но и других прокомментировать эту услугу. По мнению мэра, что необходимо срочно улучшить до визита аудитора? Конечно, поведение учителей, странности в их отношении могут вызвать подозрения в свободомыслии, навеянном молодыми людьми. Кропов признается, что бессилен против капризов учителей, и не обещает навести порядок в этой сфере. Это доказывает не неспособность директора школы противостоять строптивым учителям, а скорее неуверенность сдержанного Лукаркича в своих правах начальника. Его слова об «образовательном сервисе»: «Вы всего боитесь. Все мешают, каждый хочет показать, что он тоже умный человек», — подтверждает страх главного героя перед умными людьми.
Перед ревизором
Директор Кропов вообще производит впечатление тихого, запуганного и нерешительного персонажа. Когда находчивый чиновник решает подкупить Крестакова, ему предлагают взять на себя эту операцию «воспитателя молодежи». Однако он отказывается, ссылаясь на инстинктивный страх рядовых членов. Страх настолько силен, что он буквально потерял дар речи. В результате его вытесняют через дверь его комнаты.
Сигара, предложенная Хлестаковым, выбивает Лукича Лукича из колеи. Сначала он не может решить: принять или отказаться? Затем он прикуривает сигару не с того конца. Молодой петербуржец Клозе вскоре понимает, что он очень ти больной человек и с удовольствием усугубляет неловкую ситуацию вопросами о женщинах. Стыдливый Хлор не может закончить ни одной фразы и может даже не закончить слово. Понятно, что «ревизор» не нашел его примечательным и в письме к своему другу характеризует героя словами «школьный сторож вышел с поклоном».
Исключение из правила
Лука Лукич лишь однажды отступает от своего обычного поведения. Отпустив реплику как отдельную, он дошел до лжи Сквозника-Дмухановского. Эта единственная фраза, противоречащая линии властей, показывает, что глубокая, тихая клевета может быть пережита как копание. по крайней мере, когда ложь настолько бесстыдна. Для некоторых сходство протеста можно усмотреть в требовании Кропова продолжить чтение письма Кропова, несмотря на нежелание мэра сделать это. Однако и здесь он не выделяется из толпы. Большинство гостей также хотят услышать послание опального Антона Антоновича. Таково реальное отношение присутствующих в городе мужчин.
Вывод
Так, образ Лукича Хлопова в комедии Н.В. Гоголя «Экзаменатор» представляет собой, среди прочих персонажей, особый тип государственного чиновника, угрожаемого, полностью зависимого от высших лиц и очень неустойчивого. Он похож на Башмачкина, понимая, что не может справиться с предназначением достойного места, с волей судьбы и с возложенными обязанностями. Это объясняет его болезнь ти, его желание быть незаметным, его неспособность отличить себя от других.
Характеристики образности Лукича Хлопова полезны при написании сочинений и подготовке уроков литературы.