Лариса Дмитриевна Огудалова — образ и черты героини пьесы А. Н. Островского «Собрание
Русская литература дает множество образов женщин с высокими моральными качествами, сильными эмоциями и духовным богатством. Это героини тургеневских и пушкинских произведений Некрасова. Суть их образов верна себе в духовной целостности. Они олицетворяли русский национальный характер, тенденцию, которую отстаивал А. Н. Островский. Его трагические героини могли вложить всю свою силу без замены души. Любимая героиня Островского — Катерина, Лариса Огдалова, была лишена этой возможности — вообще рассталась с жизнью.
Отличительная черта образа Ларисы Огдаловой, главной героини драмы Александра Николаевича Островского «Давард», дана автором по ходу развития действия, хотя само действие начинается в переломный момент ее судьбы. : Душа уже болит. Вся ее биография неизвестна аудитории (читателю), но прошлое присутствует в ее нынешней жизни.
Происхождение, семья и воспитание
Греческое имя женщины Ралис означает «чайка». Чайка — это свободная птица, которая парит над морем. Она взмывает ввысь, а затем камнем падает вниз. Так и Лариса: ее поэтическая душа парит над миром, а события жизни сбивают ее с ног.
Ее полное имя — Лариса Дмитриевна Огдалова. Она еще молода и не знает достаточно людей. Он очень хорошо живет с матерью в городе Брякимове на Волге, поэтому считается человеком, которого нельзя упрекнуть. Ее отец умер, а две ее сестры уже замужем.
Ее мать прилагает все усилия, чтобы помочь ей добиться успеха. Это происходит потому, что она постоянно держит свой дом открытым, что сильно угнетает девушку. Мать постоянно навязывает жениху цветы, улыбается и радуется каждому из них. Для нее это кажется невыносимым. Ее искренняя и честная натура не выдерживает постоянного лицемерия. Она мечтает как можно скорее покинуть дом и даже уезжает из города. Поэтому он соглашается жениться на Карандышеве. Она хочет поселиться с ним где-нибудь в глуши, жить тихой и мирной семейной жизнью, примириться со своей судьбой и обрести внутреннюю безопасность.
Лариса красива и умна, играет на инструменте и хорошо поет. Это всегда окружало ее многочисленными поклонниками. Ее артистичная и чувствительная натура одновременно и радует, и огорчает ее. Все ее лучшие качества развиваются и сияют в новом лице, ведь такой девушке нужна моральная поддержка, сильная опора рядом. Она верит в искренние отношения и любовь. Но его окружают люди Нового времени, у которых другие приоритеты — интересы. Красота, любовь и девичья честь продаются и покупаются у них.
Ее окружает множество мужчин, но ни один из них не любит ее по-настоящему. Они видят в ней только то, чем хотят обладать какое-то время, а потом перестают или отдают это кому-то другому. Она это понимает. ‘Я думаю, что я — та самая кукла для тебя. Ты играешь со мной, ломаешь и бросаешь».
Ее продают все: и цветочный салон в Карандышеве, и лучшая подруга Вожеват, и бывший любовник Палатов, и даже ее мать. Никого не интересует ее душа, ее эмоции.
Любовь к Паратову
Лариса влюбилась в хозяина корабля, замечательного мастера Палатова, год назад. Но их отношения продлились всего два месяца — Палатов внезапно уехал из города. Лариса по-прежнему любит его и страдает. Он кажется ей образцом мужчины, но это далеко не так. Это человек без стыда, чести и совести. Он бизнесмен, и его концепции не нужны, поэтому в его мире все можно купить и будут деньги. Лариса для него тоже живой продукт, как и окружающие ее люди. Она живет среди этих людей, но не до конца осознает всю глубину их безнравственности, поэтому по-прежнему хочет Любовь Палатову.
Отношения с Карандышевым
Карандышев такой же бедный, как и Лариса. В какой-то степени он не глуп, очень грамотен и даже хочет баллотироваться в мировые судьи в далеких местах. Но в городе «сильные мира сего» не принимают его и насмехаются над ним, поэтому он жаждет отомстить им всем, чтобы доказать свою значимость. И для этого он использует шанс жениться на Ларисе. Да, она бедна, но она популярна среди них, и именно поэтому она предпочитает себя другим — в конце концов, она выбрала его в мужья. Он любит Ларису по-своему, а она хочет семейной жизни с ним, чтобы возродить ее к новой жизни, покою и участию. И даже когда появляется Палатов, она продолжает уговаривать повара Каранди уехать в деревню и не устраивать «праздничный» ужин. Но повар Каранди не слушает ее уговоров, он одержим желанием доказать преступникам, что он такой же, как они. И даже хочет их победить. Самолюбие и уязвленная гордость даже подавили его любовь. Но Лариса поняла это, когда повар Карандышев выпил слишком много. Жених также проявляет высокомерие в отношениях с невестой — он запрещает ей петь. И теперь Лариса понимает, что для нее и для него это лишь средство для достижения цели.
Она поет романс на слова Е. Баратинского: «Не искушай меня без нужды». Слова этого романса, кажется, обращены к нему:.
Я не верю в гарантии, я не верю в любовь, И не могу предаваться мечтам, однажды измененным!
Однако чаще всего они адресованы Палатову, который возвращает Ларисе надежду на счастье. Язык романса говорит: «Не искушай меня без нужды/ Своей нежностью ответной», но она втайне надеется, что ее песня возродит в Палатове прежние чувства страстной любви, которые когда-то были у нее. В этой надежде она бросает своего жениха и уезжает с Палатовым.
Гибель
Известие о том, что Палатов не женится на ней, что он помолвлен с другой, Лариса воспринимает как трагедию. Она не может понять, что человек, которому она отдала свою красоту, молодость и честь, просто воспользовался этим и бросил ее так легко. Она хочет умереть. Но она не может убить себя. У нее нет той внутренней силы и бескомпромиссности, которые были у Екатерины Кабановой.
Но смерть настигает ее: повар Каранди стреляет в нее. ‘Это я… Это я», — говорит она, умирая. Лариса понимает, что сама заставила Карандышева убить ее, уязвила его и без того уязвленную гордость словами «слишком высоко для него».
Вывод
В финальной сцене Лариса всех прощает.
В ее смерти виновен не только Карандышев, но и все, кто ее окружал. И это касается ее самой.
Название пьесы призывает нас понять несчастье Ларисы. Она — приданое. Но это лишь часть правды о ней. Бедность — не единственное ее бремя, ведь девушка очень одинока в этом мире. Ей стыдно не только за свою бедность, но и за мелкобуржуазные претензии бездарной матери Карандышева. Ее страдания усиливают гордость, гордыню и болезненную уязвимость.
Но в итоге она сама не щадит Карандышева. Лариса не только не любит его, она презирает его, относится к нему, смеется над ним, не испытывает ни сострадания, ни терпимости. С каждым словом Карандышев раздражает ее.
Что делает Ларису Палатову такой привлекательной? Его уверенность в себе, богатство, которое позволяет ему ставить себя выше других, храбрость, достойные манеры. Все хотят богатства и роскоши.
Образ Ларисы Огдаловой, как и другие образы из пьесы А.Н. Островского «Приданное», очень актуален для нашего времени. Такая же тенденция наблюдается сегодня в нашем обществе. Люди делятся на тех, кто очень богат, и тех, кто живет скромно, и богатство некоторых людей вызывает недоумение — для этого нет никаких предпосылок, никаких личных качеств или преимуществ. Главное сейчас — не опустошить свою душу, как это случилось с Ларисой Огдаловой.
Характеристика образа Ларисы Огдаловой может помочь в написании сочинений и подготовке уроков литературы.