Кулигин — образ и характеристика героя драмы А.Н. Островского «Гроза».
Кулигин, механик-самоучка, не принадлежит к «темному царству», изображенному в драме Александра Николаевича Островского «Гроза». Неудивительно, что автор доверяет этому персонажу «дикую» мораль, безвестность и рассказы о доме городского правителя. Из всех людей, играющих в спектакле, он один мог точно и невероятно точно описать это настроение. В финале Кулигин делает заявление на трупе Катерины. ‘… Теперь она перед судом… Характеристика образа Кулигина обнаруживает, насколько близок этот персонаж к главному герою пьесы.
Главное в персонаже
Фамилия героя явно наводит на мысль о Кулигине, знаменитом механике-первооткрывателе. Это сравнение легко проиллюстрировать: Кулигин увлечен созданием механизмов и устройств, полезных в повседневной жизни, и старается идти в ногу с технологическими инновациями и научными тенденциями. Механик не ограничивается практическими и срочными задачами, такими как ремонт часов, которыми он зарабатывает на жизнь. Сдержанный часовщик мечтает создать вечный двигатель в расчете на большое вознаграждение. Здесь нет материальной заинтересованности. Чтобы «дать работу философии», деньги должны быть потрачены «на общество». От лени праздной, считает Кулигин.
Кулигин — творческая натура. Пьеса начинается с эпизода. В ней он сидит на волжском высоком берегу и поет популярную народную песню «Плавно в долине», которую он разделяет со случайными собеседниками волжской красавицы. Вид из окна — это редкость! Красота! Душа радуется». Радость. Что красота проливается спонтанно». Шапкин и Кудряш не разделяют его восхищения. Сентиментальный торговец кажется им эксцентричным. Но он независим в своих пристрастиях и убеждениях и не боится выделяться из общей массы. Он рассказывает Борису о своих попытках заниматься поэзией, о любви к Ломоносову, Державину. В речи персонажа много эмоционально окрашенной лексики, много устаревших слов, она украшена поэтическими аллюзиями. Его круг чтения состоит из устаревших книг. (Действие происходит во II половине xix века). Старославянизм придает его высказываниям жесткость, важность и не делает персонажа интересным.
Важные горизонты, хорошо читаемые и развитые, позволяют глубже понять происходящее, а точнее, определить мотивы своих поступков. В диалоге с Борисом невзрачный купец удивляется, почему свободный, здоровый, молодой человек ежедневно терпит унижения вопреки обещанному наследству. В конце концов, нет никакой надежды получить что-либо от диких; Кулигин советует Тихону «жить своим умом» и пытается успокоить диких. В отличие от других обитателей, он не безразличен к тому, что происходит вокруг него.
Общение
Прекрасно зная о тиранической власти дикого и одичавшего кабана в обществе, «маленький человек», часовщик-самоучка, не собирается вступать в открытый конфликт с «темным царством». Его действия определяются рациональностью и возможными интересами. Поэтому герой стремится договориться с Диким, устроившим на солнечном бульваре часы. Беседы с тиранами вряд ли доставят Криггину удовольствие, но ради общественного блага любители просвещения готовы терпеть грубость гордых торговцев.
Местные торговцы умеют подавлять эмоции, избегать конфронтации и игнорировать оскорбительные высказывания, понимая, что речь не может искоренить привычку к своеволию. Душа, не внимающая красоте, не признает ни абстрактных понятий (красота, нравственность, добродетель), ни слов, которые не могут быть выгодными. Однако Кригин не оппортунист. Он не изменяет своим убеждениям и готов отстаивать их, несмотря на нападки и угрозы со стороны местных богачей. Характерен и комичен эпизод, в котором в ответ на цитату из Державина Дикой грозится отправить любителя поэзии к мэру. Однако читатель понимает, что такой ответ не мешает Кригину оснащать свою речь поэтическими строками.
Кригин очень точен, его общение деликатно. Собеседник обращается на «вы», по имени и прозвищу, и задает вопросы осторожно, чтобы не задеть ничьих чувств. Но даже здесь есть свои ограничения. Он взволнован и не замечает реакции людей, которые равнодушны и безучастны к красоте окружающего их мира. Суеверный страх горожан во время грозы приводит к страстному монологу главного героя. В конечном счете, именно суеверный страх перед неизвестным мешает людям любоваться такими вдохновляющими явлениями, как гроза, северное сияние и звезды.
Катерина и Кулигин
В пьесе есть еще только один персонаж, который так остро осознает красоту и величие природы, как Кригин. Катерина. Из-за своей особой чувствительности она так горячо молилась в саду рано утром, что забывалась во время церковной службы. Герои никогда не встречались на страницах драмы и не говорили друг другу ни слова. Но, конечно, сходство между ними ощутимо. Чье-то равнодушие и, конечно, не чужая рука, а рука местного часовщика бережно выносит на берег тело утопленницы.
Как и образ Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза», образ Кригина — доказательство того, что в «темном царстве» еще не все мертво и безлично. Эти, казалось бы, тихие и послушные люди, какими бы непобедимыми они ни казались, являются ключом к непременной победе добра над злом.
Характеристика образа Кригина полезна при написании сочинений и подготовке уроков литературы.