Кирила Петрович Троекуров — образ и характеристика главного героя романа А. С. Пушкина «Дубровский
Кирила Петрович Троекуров, главный герой романа Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский», — один из самых ярких персонажей пушкинской прозы. Тот факт, что роман начинается с подробной характеристики образа Троекурова, дает основания полагать, что этот персонаж очень важен, несмотря на включение в название имени другого героя.
Роль в романе и авторская характеристика
Кирила Петрович является своеобразным родником для развития действия. Его характер, его действия стали причиной трагедии. Он оказывает сильное влияние на судьбы всех героев романа.
Прежде всего, Пушкин пишет о неограниченной власти отставного генерала в государстве. ‘Его богатство, знатный род и связи имели большое влияние на него в тех штатах, где находилась его вотчина’. Его соседи относятся к нему с робким уважением, страхом и послушанием. Автор подчеркивает вспыльчивость и грубость героя — результат его снисходительности и терпеливого послушания окружающих. Гости его особняка часто становятся жертвами вспыльчивого нрава и своеобразного юмора хозяина. Однако Троекуров не признает права обижаться или игнорировать приглашение в свой дом за кем-то другим.
Семья
Троклов — вдовец. В имении тайно живут его дочь Маша и внебрачный сын Саша. Балин озабочен воспитанием детей. Мария читает, играет на пианино и свободно говорит по-французски; Кирила Петрович не жалеет денег на учителя для девятилетнего Саши. Действительно, из-за тяжелого характера мастера им иногда приходится искать альтернативы. Машу, пишет Пушкин, отец «любил безумно, но относился к ней со свойственным ему капризом». Решив вопрос о замужестве дочери, он искренне радуется, что она станет принцессой и будет жить в роскоши. Но привыкание к неограниченной власти не учитывает желаний Маши. Он запирает его и везет против воли.
Помещик
Незаменимый характер Троклова проявляется и в его отношении к крепостным. Они всегда готовы к несправедливому наказанию. Однако, по словам Пушкина, садовые крепостные и крестьяне по-своему гордятся Балином и его силой. Они рубят чужие леса и «многое позволяли в отношении своего соседа, надеясь на его сильное покровительство». Именно дерзкая реакция Псари Парамошки Андрея Гавриловича Дубровского обманула хозяина, вызвав драму.
Троекуров и Дубровский
Отставной генерал-аншеф Кирилл Петрович Троклов и отставной мичман Андрей Гаврилович Дубровский были друзьями, потому что были товарищами по службе. Обстоятельства разлучили их в юности, и друзья встретились с годами. Кирила Петрович поселился в его имении. Их дружба раскрывает характер горделивого богача с неожиданной стороны: хотя у Дубровского было всего 70 крепостных душ, всего одна деревня, Троекуров искренне восхищался им. Он одержим своим бедным соседом. Ведь выдающийся охотник не только разделяет страсть своего героя к охотничьим собакам, но и чтит память об их юношеской дружбе. Для этого грубого и невежественного человека эмоции, пережитые в юности, очень важны. Он даже говорит о будущей свадьбе Дубровскиссона и его дочери. В этом случае бедность жениха не имеет для него никакого значения.
Нечаянно обидев своего друга, Кирила Петрович не может признать ошибку благодаря своему характеру. Спор обостряется, когда мужчину ловят в Дубровском лесу. Оскорбленный, Троклов возвращает другу вену. Ему не нужна кошка как таковая. Суд для деревни — это способ доказать, что Дубровский находится полностью в его воле. Но когда победитель видит ужасные последствия своей победы, он искренне удивляется, сожалеет и готов уступить, когда его молодой друг теряет рассудок и бьется в конвульсиях на его глазах. К сожалению, Андрей Гаврилович умирает.
Черты характера
Троклов любит охоту, в том числе и разведение охотничьих собак. Он не очень успешен как охотник, но не жалеет денег на эти увлечения. О нравственности героя можно судить по «16 молодым отшельникам», живущим во флигеле в саду. Периодически кто-то из них женится, и состав пополняется свежими лицами.
Жестокость богатых землевладельцев проявляется в их забавах с животными. Медведя, по приказу хозяина, засовывают в бочку, покрытую когтями, чтобы окровавленный зверь был разорван до ног, или держат его на поводке и морят голодом. Неосторожные гости были вынуждены войти в комнату. Удивительно, что дети растут в доме, где хозяева предаются пьянству, распутству и жестоким развлечениям.
Несмотря на всю свою отвратительность, Троклов не воспринимается как безусловный злодей. Он презирает ближнего не за бедность, а за отсутствие характера, слабость и готовность терпеть унижения. Он ценит независимость старшего Дубровского, отдает должное его мужеству и сыновнему сердцу, с уважением отзывается о мнимом «французе», проявившем самообладание в комнате с медведем. Напротив, Шабашкин откровенно светлый шпиц, хотя с удовольствием лезет из кожи вон. Кирила Петрович не глуп, он понимает, что его окружение ценно и дорого. Невозможно сказать что-либо о личной храбрости героя — он человек слова. В районе действуют банды грабителей, гордые хозяева не принимают мер предосторожности.
Вывод
Образ Троекурова в романе А. С. Пушкина «Дубровский» — наглядный пример того, как падает человек в случае неограниченной толерантности. Герой погубил своего единственного друга, разрушил жизнь дочери, уничтожил Владимира Дубровского, превратив его в изгоя и преступника. Социальная структура позволяет богатому аристократу творить зло с иммунитетом, он живет, потакает своим прихотям, злословит и обращается к жалости.
Особенности образа Троклова полезны при написании сочинений и подготовке уроков литературы.