Катерина — образы и черты героини драмы А. Н. Островского «Гроза» Читать далее «
Александр Николаевич Островский посвятил всю свою деятельность изучению русского купеческого мира. Он так много и так подробно говорил о нем, что после него никто не мог сказать ничего нового.
Но патриархальная структура этого мира показана им как «темное царство» произвола, слепого послушания и страха кого-то перед другим.
Характеристика образов Катерины помогает нам понять ужасную семейную тиранию, которая доминировала в жизни некоторых представителей купеческого сословия того времени.
«Мысль семейная»
Литература XIX века. Этой теме посвящено множество работ. Мы можем вспомнить семью Лариных из пушкинского «Евгения Онегина», где царили мир, гармония и взаимопонимание. В этой патриархальной семье «они… . следовали милым древним обычаям», и дети воспитывались в наивной вере в легенды и пророчества, но в то же время приобщались к чтению французских романов.
Или семья Гриневых в повести А. Пушкина «Капитанская дочка», где царили гармония, любовь и уют. Именно в семье Петрашей Гринев получил свои главные нравственные уроки о чести, справедливости и чувстве морального долга перед своей страной. «Береги платье и чти его с юности», — учил его отец.
Атмосфера в семье Кавано, куда Катерина попадает после замужества, совершенно иная. Это еще одна патриархальная семья, но в ней нет ничего похожего на то, что читатель видит в семьях Лалина или Гринева. Почему семейная атмосфера в одном и том же произведении того же периода настолько разная?
Во-первых, что подразумевается под выражением «патриархальная семья»?
Патриархальная семья
В патриархальной семье главой является отец. Греческое понятие «патриархат» означает «власть отца» (от πατήρ — «отец»).
Древняя Греция и Древний Рим были патриархальными. Аристотель, например, считал, что женщины менее интеллектуально и физически совершенны, чем мужчины, и утверждал, что женщины должны принадлежать мужчинам, рожать детей и служить мужчине в доме. Это, по его мнению, было естественно.
В Древнем Египте это было совсем не так. Там женщины имели право не только самостоятельно заниматься торговлей, но и участвовать в местных судах, продавать и покупать имущество, получать кредиты и заверять юридические документы.
В России растет греческое понимание роли семьи в связи с завоеваниями Александра Македонского, бывшего ученика Аристотеля.
Характеристика Катерины
Катерина — главная героиня драмы А. Островского. Ее полное имя — Екатерина Петровна Кабанова, и она является женой Тихона Кабанова. Это красивая молодая женщина с открытым, свободолюбивым характером. Она происходит из буржуазной семьи.
Воспитание
Детство Катерины было очень безоблачным. В собственном доме ее любили и лелеяли, не ограничивая свободу. Катерина сама рассказывает о своем детстве и юности в собственном монологе. Они полны радости существования и любви к другим. В родительском доме она чувствовала себя свободной птицей.
Вся юность Катерины наполнена светлыми и радостными переживаниями. Языческие мотивы были вплетены в ее веру. Она была в храме, в саду, где Он кланялся солнцу, деревьям и траве. Рано утром в саду она плачет от переполняющего ее счастья и на коленях молится всему, что ее окружает. В одном из своих монологов она спрашивает ‘Почему… Почему люди не летают, как птицы? Как вы знаете, иногда люди думают, что я птица. Когда ты стоишь на горе, тебя тянет летать…». Эти слова говорят о ее благородной душе.
Замужество
Но пришло время жениться, и Катерина стала женой Тихона. Ее брак не был насильственным, но и любви в нем не было. Это было то самое время, и согласно патриархату, было принято спокойно следовать общепринятому распорядку.
О любви вообще не упоминалось; то же самое можно заметить, вспоминая разговор с няней Татьяны Лариной.
-Вы были влюблены, няня? спрашивает Татьяна.
А няня говорит: — Я была влюблена в тебя, Таня!
Вот и все, Таня! Все эти годы мы никогда не слышали о любви. Иначе моя покойная свекровь изгнала бы меня с того света.
Татьяна и ее няня придали слову «любовь» множество значений. Для крестьянок это слово означало запретные эмоции, причем не к мужьям, а к чужим людям. А для романтичной Татьяны, начитавшейся французских романтических романов, любовь — благородное чувство.
В доме Кавано Катерина оказывается на «темной территории» духовной тюрьмы. Девушка с чистыми, мечтательными убеждениями оказывается в мире, где нечем дышать. Ее муж никогда не заступается за нее и выполняет приказы матери, которая держит весь дом под своим контролем.
Катерине особенно трудно, потому что она не идет на компромисс, как, например, сестра Тихона, Варвара. Она не знает, как обманывать и как притворяться. Здесь все кажется рабством», и такая жизнь становится для нее невыносимой. Ее душевное состояние усугубляют странники, приходящие в дом Кабаника, «которые по слабости своей далеко не уходили, но много слышали». И яркий мир Катерины постепенно омрачается историями о «последних днях», людях с собачьими головами и приближающемся конце света.
Кроме того, у Катерины нет детей, и эта ситуация ее очень угнетает. Она очень любит своих детей и верит, что они скрасят ее тяжелое душевное состояние. Кабаны обижают ее молодую невестку, но она терпеливо сносит все оскорбления и вежливо обращается со свекровью.
Отношения Катерины с Борисом
Борис — племянник Дики. Он приезжает в город Калинов, влюбляется в замужнюю Катерину, и она отвечает ему взаимностью. Но им негде встречаться наедине, и они видят друг друга только на главной улице и в церкви.
Когда муж Катерины уезжает из города по делам, Катерина и Борис тайно встречаются каждую ночь в течение десяти дней. Однако их тайные встречи заканчиваются после возвращения Тихона. Катерина тоскует по Борису и, не в силах скрыть свои чувства, рассказывает мужу и свекрови о предательстве. Избитая мужем, она попадает под еще больший гнет Каваниковых, и жизнь в их доме становится невыносимой; Варвара описывает состояние Катерины так: «Она немного сука. Мама съедает ее, а она ходит без ответа, как какая-то тень. Она просто плачет, как воск, и тает…
История любви Катерины и Бориса заканчивается тем, что Уайльд направляет бизнес ne в Сибирь на три года. И Борис не имеет претензий. Он хочет получить наследство от своего родственника-родителя. Другими словами, он должен повиноваться. Катерина хочет, чтобы он взял ее с собой, просит об этом, но тут Борису становится плохо — он боится дикой природы. Прощаясь с любимой, Борис рыдает, но ничего не делает для нее. Фактически он предает Катерину и свою любовь.
Более того, нет смысла жить Катерине. Она бросается в Волгу и погибает. Каваника говорит Тихону, чтобы тот оплакивал свою умершую жену. Грех плачет о ней. Тихон — добрый человек и по-своему любит свою жену, но у него совершенно нет силы воли, и он попал в рабство к своей матери. Уже слишком поздно, но все же протест ускользает из его души. Он взывает к телу Катерины. Мама, ты погубила ее! Ты, ты».
Вывод
Катерина — очень сущностная натура, и она не смогла бы жить в рамках обманчивой концепции. Да, трудно ей в «темном царстве», где правят кабаны и дикие, но еще труднее понять, что за свои грехи придется отвечать не перед мужем, не перед матерью. закона, но перед Богом. Если в Калинове из-за чувства лицемерия вера в Бога — лишь пустой ритуал (Бога часто вспоминают, но никто не живет по его заповедям), то в случае Катерины чувство вины и греха носит личный характер. Именно это личное восприятие жизни, Бога, греха и долга выводит Катерину из замкнутого круга «темного царства» и противопоставляет ее миру Калинова и его патриархата, уничтожающего всех, кто не вписывается в его план.
Образ Катерины — трагический, а пьесу А. Островского называют драмой.
Характеристики образа Катерины помогают ей при написании сочинений и подготовке уроков литературы.