Илья Ильич Обломов — образ и характеристика главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов» Читать далее «
Прежде чем говорить об образе главного героя романа, Ивана Александровича Гончарова, необходимо понять позицию автора, замысел и цель его романа и особенности творческого метода автора.
В своих работах он избегал открыто выражать авторскую позицию и тем более избегал осуждать своих героев. Поэтому характеристика образов Обломова оставлена автором полностью на усмотрение читателя.
Творческая манера И. А. Гончарова
Иван Александрович Гончаров — писатель-реалист. Однако его реализм определяется спецификой его личности, мировоззрения и творчества. Например, для него была очень важна объективность изображения, что отмечали многие критики, в том числе Н. Добролюбов. Художник был менее озабочен политическими событиями и революционными потрясениями. Прежде всего, его привлекала обычная жизнь среди моральных противоречий. Однако его эпический, слегка эмоциональный и сдержанный стиль помог ему создать работы, которые всесторонне показывали повседневную жизнь. Общественная жизнь рассматривалась им на протяжении всей его социальной жизни. Нет, он не был равнодушен к прогрессивным идеям того времени — он видел необходимость освобождения крестьян от крепостной зависимости и просвещения народа, но революционные идеи ему не нравились.
‘… Я писал только то, что пережил, думал, чувствовал, любил, видел и хорошо знал», — утверждал он.
Илья Ильич Обломов
При создании центрального образа художник уделяет большое внимание своему происхождению, семье и воспитанию. Это связано с тем, что он считает, что истоки персонажа берут свое начало именно там. Внутреннее содержание персонажа затем помогает понять внешние детали и портрет.
Внешность
На начало Роману Обумову 32-33 года. Это приятный на вид мужчина. Среднего роста, темно-серые глаза, мягкая белая мордочка. Однако его глаза выглядели тусклыми, а лицо давно лежало и сморщилось от малой подвижности. Большую часть времени его лицо было небритым — брить его было мучением.
Фигура Обломова отягощена полнотой, приобретенной в детстве. Судя по цвету шеи, его тело было слишком белым и изнеженным, руки — маленькими и пухлыми. Он считает себя «дряблым, дряхлым, изношенным кафтаном», но автор даже пишет о мягкости его движений и некоторой грации.
Главным предметом его одежды был старый любимый халат, который он не только носил, но и кутался в него. И еще одна замечательная деталь — домашняя обувь героя. Когда он пытался встать с кровати, если ноги сразу не попадали в них, он тут же снова засыпал, влюбившись в Ольгу Ильинскую, и на какое-то время словно пробуждался от вязкого сна. И он хочет сбросить халат, «не только плечи, но и душу, как сумасшедший». Но любви не случилось. И халат вернулся — его новая любовница, Агафья Мачевна Псеницина, достала из шкафа халат… Все возвращается на круги своя.
Образ жизни
Обломов — потомственный аристократ и землевладелец. Он владеет 300 крепостными с 300 душами. Но дела поместья не волнуют хозяина — он домохозяин, редко выходит из дома и ведет уединенный образ жизни. Большую часть времени он просто лежит на диване. Периодически друзья детства Штольца пытаются расшевелить его: он обвиняет его в бездеятельности («Ты кажешься слишком ленивым?» , «свернулся и лег, как комок теста») трудно вывести Обломова из полумертвого состояния.
Он не читает книг и газет — ему это неинтересно, но перед Штольцем он оправдывается тем, что мелкие котики портят ему глаза.
Обломов — слабый и хромой человек. ‘Я все знаю, все понимаю, но у меня нет сил и воли…’. . Понимая все, он признает, что ничего не может сделать для себя и что это психическое угасание началось еще в детстве.
Однако люди тянутся к нему, потому что это морально чистый человек. Иногда за день в его дом приходит несколько посетителей. Они приходят с разными целями, но в основном для того, чтобы излить свою душу. Он никогда никому не делал ничего плохого — это привлекает к нему людей. Обломов эмоционален и может даже плакать о судьбе чужих людей, но в то же время ничего не делает, чтобы помочь своему соседу. В молодости он любил рисовать и восхищался «Мадонной» Рафаэля, но с годами этот интерес угас. Была только страстная любовь к музыке.
Он часто обижал людей, но никогда не терял веру в доброту, любовь, честность и человеческую честь. Это отличительные черты чистых и целомудренных людей. Он не знает, как обманывать, как делать вульгарные комплименты, как льстить.
Однако работа у него тяжелая. Когда его информируют о текущих делах на его участке, это вызывает у него разочарование и скуку. На слова Штольца о необходимости труда он отвечает: «Я не человек труда. Почему ты всегда страдаешь?» Однако у него нет цели в жизни, и он сам осуждает пустоту и бесполезность своей жизни.
Гончаров показывает характер Обломова через предметы его быта. Все в нем — отпечаток брошенности, следы запустения.
Обломов не терпит суеты и шума городских жителей.
В первых восьми главах романа Обломов ложится на свой любимый диван. Посетители постоянно ходят к нему и обмениваются друг с другом символическими изображениями Санкт-Петербурга. Каждый из них живет в постоянной суете, всегда спешит, добивается успеха, строит карьеру, сплетничает, играет на выезде. Обломов понимает, что это пустота, охваченная зарождением жизни. Он предпочитает одиночество. Его идеал жизни — Обломовка. Это потому, что он видит истинное счастье только в мире.
«Сон Обломова»
Гончаров опубликовал «Сон Обломова» в 1849 году, но полностью роман был опубликован в журнале «Отечественные записки» только через десять лет, в 1859 году. Сон Обломова — это ключ к пониманию главного героя.
Рим сам создавал смысл в обществе. Они обсуждали его и восхищались им. Однако образ героя особенно привлекал и вызывал противоречивые чувства. Одни видели в нем положительного героя, других он приводил в ярость. Н. Добролюбов показал, что образ Обломова у Гончарова — это социальное явление, порожденное средой, в которой он жил, и результат нравственного развития дворянства, которое было следствием паразитического присутствия помещичьих имений Он отметил, что Лень, физическое и социальное безразличие, неспособность к деятельности — все это штетлы называли «обломовщиной». Добролюбов согласен с этим определением и видит истоки этого явления в самом укладе русской жизни.
По сути, сон Обломова — это не просто сон. Это подробная картина жизни в деревне Обломовка, где формировался характер главного героя.
Для обитателей распада реальная жизнь «тиха и спокойна». Иногда это спокойствие нарушается какими-то неприятностями, в том числе родами — они считают это наказанием. С самого раннего детства Илишу вдохновляло ничегонеделание. Все и вся с захаром вскоре узнают, что мальчик сам взывает к слугам. Зарабатывать на жизнь было занятием, не имеющим ценности для дворянства, и он считал его уже взрослым. Он твердо убежден, что крестьяне всегда должны работать на хозяина.
Но… Его благородство, мягкость и нежность формировали такой же образ жизни. Обломовщина» — это и «дикий ублюдок», и любовь и ласка огромной матери, уставшей от своего детства. Эмоции и чувствительность героя формировались под влиянием деревенской уединенной жизни, русского панства и поэзии красоты природы. Патриархальный уклад русской жизни отличался не только своей негативностью, но и поэтическим аспектом.
Обломов обладал удивительным умом, «чистым» и «как глубокая колода», что очень хорошо понимал и чувствовал его друг детства Штольц. По этой причине Ольга Ильинская влюбилась. Бескорыстие и искренность Обумова привлекали к нему многих людей. Он умел глубоко чувствовать и понимал искусство. В искусстве он ценит красоту и человечность.
Сны Обломова помогают читателю понять его идеалы. Они не совпадают с устоями петербургской жизни и даже являются их противоположностью. Только в своих мечтах он может достичь страны мира, счастья и любви. В конце концов, Обумов по сути своей идеалист. Такая ищущая правды, но постоянно обманывающая, честная натура осознает свое бессилие и впадает в равнодушие, из которого его не смогла вывести даже любовь к Ольге Ильинской. Он лишь попытался выбраться из стоячего болота своей жизни, но эта попытка не была завершена.
Однако он все же нашел покой в доме вдовы в Пшеницыне. Ее дом стал для него передышкой — в нем царили покой и безразличие, но не поэзия и ожидание чуда. А в интеллектуальном плане его сон становится вечным сном — так было со всеми обитателями распада.
Заключение
Чем привлекает образ Обломова? Почему этот равнодушный, ленивый зычный герой вызывает конфликт на протяжении полутора веков и волнует читателей и критиков? Что находят в нем его сторонники?
В жизни бизнесмена Обумов не видит поля, на котором можно было бы реализовать свое высшее предназначение. По этому поводу он рассказывает Штольцу следующее У вас кружится голова, потому что вы слышите, о чем они говорят, вы становитесь дураком … Скучно, скучно, скучно. Где здесь человек?»
Как актуально, в наше время, все было сказано в его адрес!
Обломов стал лежать на диване не только потому, что не может ничего делать, но и потому, что не хочет подрывать свои моральные убеждения.
Характеристика образа Обломова помогает при написании сочинений и подготовке уроков литературы.