- Чацкий и Фамусов — Сравнительная характеристика героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
- Значение фамилий Чацкий и Фамусов
- Взаимоотношения Чацкого и Фамусова
- Взгляды Чацкого и Фамусова на жизнь
- Отношение к службе, богатству, кумовству
- Образование и отношение к образованию
- Отношение к иностранному влиянию.
- Отношение к людям, крепостным
- Отношение к любви, браку
- Отношение к Москве
- Понимание слова «ум»
- Идеалы и жизненные ценности
- Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова (таблица)
- Вывод
Чацкий и Фамусов — Сравнительная характеристика героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Темой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» являются социальные и политические вопросы, связанные с началом 19 века. Рейтинг главных героев фильма прямо противоположен рейтингу главных героев фильма. Сравнительный анализ Чацкого и Фамусова показывает, что суть их конфликта заключается в противоположных взглядах на жизнь.
Значение фамилий Чацкий и Фамусов
Фамилия главного героя комедии «Горе от ума» Фамусова, вероятно, происходит от английского «famous» или французского «fameus». Оба они переводятся на русский язык как «известный, знаменитый». Латинское слово «fama» переводится как «молва», а поскольку Фамусов, как и Молчалин, боится «злого языка», возможно, фамилия главного героя является производной от этого слова, и в конце пьесы он говорит: «О! Боже мой! Что он говорит// Княгиня Марья Алексеевна!
Фамилия главного героя комедии похожа на фамилию Петра Яковлевича Чаадеева, известного своими либеральными идеями. А в черновом варианте комедии Грибоедов написал фамилию главного героя как «Чадский». Возможно, она указывает на «дым детей и надежд», наполнявший душу разочарованного героя в московском обществе.
Взаимоотношения Чацкого и Фамусова
Александр Андреевич Чацкий — ученик Фамусова. Оставшись сиротой, мальчик жил в доме друга своего отца Павла Афанасьевича Фамусова. Конечно, его воспитанием занимался репетитор, как это было принято в то время. Когда Александр подрос, он стал жить отдельно. Последние три года он путешествовал. Появление Чацкого в доме Фамусова после окончания поездки происходит в первом действии (явление 7). До приезда Чацкого дом Фамусовых живет обычной жизнью светского общества: бал, обед, ужин. Его прибытия не ждали. Он — нежеланный гость в доме Фамусова, так как в светском обществе его считают «мотом, дустом». Чацкий привел домочадцев Фамусова к своей привязанности к дочери Софье.
Фамусов называет неожиданный приезд Чацкого тревожным знаком, поскольку подозревает, что Александр и Софья неравнодушны друг к другу; Фамусов считает Чацкого отчаянным препятствием и говорит о его достоинствах.
Диалог между Фамусовым и Чацким во втором действии комедии раскрывает конфликт между этими героями. Чацкий вступает в конфликт с Фамусовым из-за несогласия с его жизненными ценностями и идеалами.
Взгляды Чацкого и Фамусова на жизнь
Диалог между этими героями показывает, что Чацкий не принимает взгляды Фамусова на жизнь. Однако его отношение к различным аспектам жизни проявляется и в его разговорах с другими персонажами.
Отношение к службе, богатству, кумовству
То, что «Фамусов считает эту службу источником почета и богатства в чиновничьем доме, обслуживающем управляющего», и то, что подол его заведения процветает, его нисколько не беспокоит. Чтобы не создавать бизнес с таким сотрудником, он взял из TVER на службу мелкого аристократа Моркалина из компетентного бизнеса. Фамусов получает большие деньги и чины и только подписывает бумаги, которые ему дает секретарь Моркалина. Более того, он их не читает, он не понимает проблемы: «мой обычай таков:// подписано с плеча».
Если для Фамусова служба — это, прежде всего, источник прибыли и богатства, то для Чацкого — только «дело, а не бизнес», от которого зависит приобретение чина. Молодой человек готовился к деятельности, которая принесет пользу его стране. Он читал, учился и развивал свой ум. Он поступил на службу, но вскоре оставил ее. Чацкий считал невозможным честно служить по вопросам, потому что бюрократизация и подлость процветают везде. Я счастлив служить». По его мнению, служба должна быть направлена на служение родине, а не на собственное обогащение.
Образование и отношение к образованию
Образование в России необходимо развивать, потому что образованное население приносит пользу стране — так считает Чацкий.
По мнению Фамусова, Просвещение, «обучение — это чума». «Возьмите каждую книгу и сожгите ее, если не уберетесь с дороги», — говорит он. В конечном счете, именно правильное воспитание и обучение ведут к свободе суждений, что не одобряется этим высокопоставленным чиновником.
Отношение к иностранному влиянию.
Фамусова очень боится хорошего образования, в результате чего люди свободны в выборе своего пути в жизни и готовы примириться с тем, что для дворянских детей нанимают в учителя менее образованных иностранцев.Павел Афанасьевич — французский романист, большой поклонник вкус дочери, но с тех пор был принят светским обществом и нанял француженку для обучения Софии. Фамусов опасался осуждения со стороны светской общественности.
Чацкий, в отличие от Фамусова, имеет четкое отношение к иностранцам. Он категорически осуждает слуг и пренебрежение к русской культуре.
Отношение к людям, крепостным
Чацкий выставляет всех иностранцев, их культуру и покорных перед светлой пустотой народа и по этой причине сожалеет, что народ отличается от дворянства. Он считает, что русский народ умен, энергичен и достоин уважения.
Протестом героя против угнетения народа крепостными является его монолог «Кто судья?». У Чацкого есть крепостные, но он не относится к ним как богач, о котором упоминает в своем монологе. Верный слуга, неоднократно спасавший его жизнь и честь, обменял своих верных собак на трех борзых псов. Чацкий упоминает в монологе другого мастера. Он забирал детей у родителей для своего театра-крепости, а затем продавал этих детей одного за другим, чтобы оплатить свои долги. Такое отношение к крепостным возмущает Чацкого.
Чацкий Фамусов не одобряет этих речей и опасается, как бы нежданные гости не накликали беду своими речами. Для него сами крепостные и крепостные владельцы не являются объектом критики.
Отношение к любви, браку
У Фамусова простые отношения с браком. ‘… . плохо, но если поднять// душ два колена два» // Жених.» здесь не может быть и речи о любви. Он хотел бы, чтобы у его сына были звезды и звания», — говорила о Павле Афанасьевиче горничная Лиза Софья.
Главная цель возвращения Чацкого в Москву — увидеть Софью после трех лет разлуки. Его привели в дом Фамусова из чувства любви к дочери. Он надеялся, что ее любовь сохранится для него. Чацкий провел много лет в разлуке с Софьей, но его любовь к этой девушке не исчезла. Это привело его в дом Фамусова, так как ей было уже больше 17 лет, и Чацкий, вероятно, хотел жениться на ней, но оказался там нежеланным гостем. Она старается избегать общества Чацкого, потому что он разлюбил ее.
Отношение к Москве
В беседе со Скалозубом Фамусов хвалит Москву. Ему нравится, что в Москве берегут дворянство, среди «отцов и сынов чести», они тяготеют к нему. Он утверждает, что «в каждой Москве есть что-то особенное», и восхищается московскими стариками, юношами, женщинами и девушками; Фамусов также утверждает, что после пожара 1812 года в Москве были построены новые дома.
Дом новый, а предрассудки старые», — замечает Чацкий, а в третьем действии, после общения с гостями Фамусова, он говорит Софье. ‘Я сжал здесь свою душу’. // Нет! Я недоволен Москвой».
Понимание слова «ум»
Для Фамусова умный человек — это тот, кто достиг высокого положения в обществе и богатства. Повседневное, практическое значение слова «ум» понятно и близко этому высокопоставленному чиновнику.
Ум» в понимании Чацкого — это ум, отражающий высокий интеллект свободолюбивого мыслителя. Для него она честная, гуманная, просвещенная и способная критически относиться к общей базе.
Идеалы и жизненные ценности
Чацкий и Фамусов отстаивают разные идеалы. Для высокопоставленного чиновника идеалом является жизнь человека, достигшего высокого положения и богатства (любым способом). Ценность его жизни — высокий достаток и высокое положение в обществе.
Отношение Чацкого к идеалам различно. Для него идеальными и важными ценностями являются свобода от рабства, возможность заниматься тем, что интересует человека (служба, искусство, наука) и вести тот образ жизни, который ему подходит.
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова (таблица)
Взгляды на жизнь | Александр Андреевич Чацкий. | Павел Афанасьевич Фамусов |
Отношение к службе, богатству | Мы должны служить «бизнесу не бизнесу» на благо родины, а не для личного обогащения. | Служба — это источник высокого положения, почестей и богатства. |
Образование и отношение к образованию | Для блага российского государства необходимо развивать образование. | Просвещение опасно, потому что оно является причиной свободного мышления. |
Отношение к иностранному влиянию. | Критически относится к восхищению всеми иностранцами. | Он критикует все моды на французский язык, но, боясь осудить светское общество, все же нанял француженку для воспитания своей дочери. |
Отношение к людям, крепостным | Он называет русский народ мудрым и энергичным, и d к его дикому барскому отношению к крепостным. | Для Фамусова крепостные крестьяне — основа материального благополучия. |
Отношение к любви, браку и счастью | Настоящая любовь не зависит от богатства любимого человека. Счастье заключается не в богатстве, а во взаимной любви. | Признается только брак по расчету. Бедные тебе не пара», — говорит он своей дочери. Счастье для него — это богатство. |
Отношение к Москве | Чацкому не нравится, что жители Москвы держатся за старые предрассудки. | Он гордится московским гостеприимством и восхищается московскими стариками, молодыми людьми, женщинами и девушками. |
Отношение к значению слова «сердце | Мудрый человек гуманен, критически мыслит и просвещен. | Люди, приспособленные к условиям жизни и использующие собственные интересы. |
Отношение к идеалам и жизненным ценностям | Жизненные ценности — это свобода. Идеал — независимый и гордый человек. | Жизнь человека, добившегося высокого положения, богатства и влияния в обществе (любым способом). |
Вывод
Ум Чацкого сделал этого героя «чудаком» и «странным человеком» в представлении окружающих. А в конце комедии гости Фамусова считают Чацкого сумасшедшим. Для них неприемлемы его взгляды на жизнь и критика светского общества.
В образе Чацкого автор представил мудрого и гуманного «нового человека», представителя «века нынешнего», а в образе Фамусова — типичного представителя реакционного русского общества начала XIX века.
Сравнительные характеристики Чацкого и Фамусова полезны при написании сочинений и подготовке уроков литературы.