Александр Андреевич Чацкий — А. С. Грибоедов Образ и характеристика героя комедии в стихотворении ‘Горе от ума’
Александр Андреевич Чацкий — не только главный герой комедии А. Грибоедова, но и «герой своего времени» (первая четверть XIX века). Характеристика образа Чацкого помогает нам понять особенности его времени.
Эпоха Чацкого
Пьеса была завершена автором в 1824 году. (Точная дата исследователями не установлена). Когда это было?
Отечественная война 1812 года была выиграна, и можно было надеяться, что отмена крепостного права подтолкнет народ к героическим поступкам, но этого не произошло. Появились первые признаки растущего недовольства внутренней политикой государства: в 1816 году была основана первая тайная организация будущих декабулистов — Лига спасения, создание которой стало первым шагом к ограничению авторитарной власти российской абсолютной монархии. В 1818 году в Европейской палате депутатов было выдвинуто требование ограничить внедрение тирании в правовые и конституционные рамки, на котором присутствовал царь Александр I, ужасно боявшийся «французской заразы». То есть революционные идеи, пронизывающие страну. В Европарламенте он поддержал эти требования, но не реализовал их внутри страны.
В комедии «Горе от ума» только Чацкий говорит о новой морали, новых идеях и стремлении к духовной и политической свободе. Именно он несет в себе «дух века». Но за время его трехлетнего отсутствия в России радость от победы над Наполеоном утихла, и общество охватила проза жизни с ее насущными проблемами. В Москве жизнь вернулась в нормальное русло, только вернувшиеся Чацкие не расставались с иллюзией скорых перемен. В то время прогрессисты не стремились к революционным изменениям или свержению монархии. Поэтому Чацкий отправился в Петербург, но вскоре понял, что государству не нужны честные патриоты. Затем он вернулся в Москву. Но здесь он встречает «Знаменитое общество», еще более ярых противников любых перемен.
Поэтому время Чацкого было отмечено непримиримой враждой между защитниками старого мировоззрения и представителями нового образа мышления.
Происхождение Чацкого и его предшествующая биография
Чацкий — аристократ, землевладелец. У него от 300 до 400 душ крепостных. Он является членом Английского клуба, в который входят богатые и знатные дворяне. Чацкий никогда не был женат.
Его отец и мать умерли, когда он был ребенком, и он вырос в семье Фамсов, друзей его отца, и с ранних лет был близок с Софьей Фамсовой. Именно София больше всего комментирует его характер и личность.
Повзрослев, Чацкий стал жить отдельно. Он провел три года в путешествиях.
Софья говорит о Чацком, что он умен и красноречив, а Фамусов добавляет, что он «хорошо пишет и переводит»… Его остроумие не всегда верно распознается даже теми, кто знает молодого человека с детства. Например, София называет его «змеей» из-за этой способности, но сам он не согласен и удивлен такой оценкой. И он стремится навредить кому-то другому». [/citation needed]. Кроме того, София обвиняет его в том, что он ведет жесткие разговоры с людьми. Грозный вид, и резкий тон/ И эти черты в твоих глубинах…».
Лиза, однако, хвалит то, что Чацкий «веселый и резкий».
По мнению той же Софии, главный герой словесно оскорбителен и слишком открыто презирает людей. А Фамусов добавляет, что он не только гордый, но и щеголь и сорванец.
Конфликт Чацкого с фамусовским обществом
Чацкий, либерал, вольнодумец и «проповедник свободы», непонятен в фамусовском обществе. Фамусов называет его «карбонарием», «якобинцем» и «опасным человеком». Взгляды Чацкого пугают консерватора Фамусова». , «Да, он не признает власти». И т.д.
На пути к преображению, о котором мечтает Чацкий, этот мир Фамусова, где господствуют нравы, против которых он искренне восстает, стоит как плотная стена. К ним относятся полезность, подхалимство, кумовство, стремление к статусу, взяточничество и семейные связи при получении должностей. Однако главный герой отсутствует уже три года, за это время появляются новые типы людей — Молчалин и ему подобные. Чацкий до сих пор видел только его несущественность и не воспринимал этот тип людей как опасность для общества, но они существуют.
Морчалин — не только счастливый соперник Чацкого, но и безнравственный, беспринципный, хитрый и опасный человек. Он полностью противопоставляет себя идеям и идеалам Чацкого, тщательно наращивает свои силы и в будущем не потерпит на своем пути таких людей, как Чацкий. В будущем, отмечал писатель М. Салтыков-Шкедрин, молчальники, укоренившиеся в русской жизни, станут самыми грозными фигурами в русской жизни.
Поэтому Чацкий нигде не служит, потому что не хочет «выслуживаться» перед начальством и сдаваться. А без этого трудно сделать карьеру. Однако он считает, что может найти себя в творчестве и науке. Его страсть, энтузиазм и чуткость свидетельствуют о его творчестве и художественном чувстве. Он на все имеет собственное мнение и не читает глупых книг, популярных в обществе. ‘Я не читатель глупостей/ И более образцовых…’
Его возмущает, что русская аристократия перенимает все иностранное и что только иностранные модные тенденции принимаются аристократией.
По его мнению, китайцы действовали бы мудро, если бы не зависели от всего иностранного. Если мы рождены, чтобы перенимать все// мы можем хотя бы немного позаимствовать у китайцев// чужое мудрое невежество у них.
О «сумасшествии» Чацкого
В высшем обществе Чацкого считают сумасшедшим за его свободомыслие и либеральные взгляды. Однако София была первой, кто воплотил эту идею в обществе, а затем ее подхватили другие. Слухи о безумии главного героя быстро распространились среди гостей Фамусова, и через некоторое время все стали сторониться его и находить в его языке признаки безумия, предполагая различные причины, в том числе и опьянение. Однако Фамусов считает, что причиной безумия Чацкого стало его образование.
Общества Чацкого и Фамусова живут как бы в разных измерениях и несовместимы. Представители старой московской аристократии считают себя очень рациональными и нормальными. Любой, кто не согласен с ними и их жизненной позицией, очень хорошо подходит под определение безумия. Поэтому все разговоры собеседников можно назвать разговорами глухих — никто не слышит друг друга и не хочет понять.
Чацкий по-прежнему любит Софью и хочет взаимности. Но когда он узнает, что она влюблена в Молчалина и что именно она распустила слух о его сумасшествии, он разочаровывается в ней. Его больше ничто не удерживает в Москве. Он больше никогда не придет сюда».
Горе от ума: умён ли был Чацкий?
Пушкин впервые поднял этот вопрос и ответил отрицательно в письме к П. Вяземскому: «Чацкий вовсе не умный человек, но Грибоедов очень умен…». . Пушкин считал, что герои его комедий — «люди благородные и добрые», но он не позволял им направлять все свои мудрые речи на таких недостойных людей, как Фамусов, Скарожуб и другие. И, по словам Пушкина, первый признак умного человека — понимать, с кем имеешь дело, чтобы не «метать жемчуга перед Репетиловым и другими».
Такой оценки образа Чацкого придерживались и другие современники Грибоедова и Пушкина: П. Вяземский, Н. Надеждин. Чацкий жалок и смешон, с его глупой любовью к Софье, которая не заслуживает его любви и не обладает женским обаянием. Этого героя также обвиняют в желчности и раздражительности, но непонятно, чего он хочет, и нет ничего нового в его обвинениях против покорности французского господства в русском обществе. Во взглядах Чацкого нет ничего оригинального.
Можно соглашаться или не соглашаться с такими оценками образа Чацкого, но знать о них необходимо.
Значение образа Чацкого
Больше всего споров вызвал образ Чацкого с первых дней его появления в «Горе от ума». Это новый тип человека в российском обществе. И его столкновение с известным миром — это не частное явление, а необходимость социальных изменений.
Но в нынешней ситуации он раздражителен и недержателен, потому что не может ничего изменить. Чацкий — первый «лишний» как в русской литературе, так и в русском обществе. И его дальнейшая судьба непредсказуема. Он мог стать декабристом и выйти на Сенатскую площадь в 1825 году, а мог навсегда покинуть Россию и стать эмигрантом, разочарованным «отвращением русской жизни».
Характеристика образа Чацкого пригодится при написании сочинений и подготовке уроков литературы.